МКОУ "СКОШ №7" г.Мыски

Сайт педагога-психолога

Попковой Елены Анатольевны

Как помочь подростку подготовиться к выпускным экзаменам?

 

 

      

     Слово «экзамен» переводится с ла­тинского как «испытание». И имен­но испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпуск­ные экзамены для девятиклассников.

     Безусловно, экзамены - дело сугубо индивидуальное, выпускник оказывается один на один с комиссией. И родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии.

Именно родители могут помочь своему ребенку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к экзамену.

     Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов. Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку - умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись - вдохнуть полной грудью и идти дальше.

 Практические рекомендации для родителей

*  Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки - на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения.

*  Пусть он сам возьмет на себя ответственность за посещение предметных консультаций в течение учебного года.

            

*  Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»), и в зависимости от этого максимально загрузите утренние или, напротив, вечерние часы.

*  Очень важно высыпать­ся, но вставать при этом пораньше: установлено, что мозг лучше всего вос­принимает информацию с 07.00 до 12.00 и с 14.00 до 17.00-18.00.  В середине дня будуще­му студенту хорошо бы оторваться от учебников и устроить перерыв на 30-40 минут - отправьте его в ма­газин, предложите прогу­ляться, подышать свежим воздухом. Каждые час-полтора не­обходимо делать 10-15-ми­нутные перерывы - их мож­но посвятить выполнению упражнений на растяжку и расслабление мышц.

 *  Обратите внимание на питание ребёнка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища, сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага стимулируют работу головного мозга. Шоколад поддерживает работоспособность.

     Морковь стимулирует мозговое кровообра­щение, поэтому заучить что-либо наизусть для любителей этого овоща не составляет труда.

*  Договоритесь с ребенком, в период выпускного класса нужно снизить вечерние прогулки с друзьями.  Можно составить договор, в котором будут прописаны права и главное ОБЯЗАННОСТИ ребенка в период подготовки к экзаменам. Ну а штрафные санкции за неисполнение данного договора можно тоже обсудить совместно.

*  Самое главное в ходе подготовки к экзаменам - это снизить напряжение и тревожность ребёнка, а так же обеспечить подходящие условия для занятий.
      Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

*  Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

            

*  Хорошо бы ввести в интерьер для занятий жёлтые и фиолетовые цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность – достаточно повесить на стену картину, или просто развесить над столом листы цветной бумаги.

*  Помогите детям распределить темы подготовки по дням. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он этого не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью и т.д.

*  Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.

*  Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.

*  В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию экзамена. После испытания, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?

*  Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти па подготовку организма, а не знаний.

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»