МКОУ "СКОШ №7" г.Мыски

Сайт педагога-психолога

Попковой Елены Анатольевны

Тренинг "Трудное слово "нет!"(3 класс)

 

 

Цели:

- учить детей говорить «Нет!»;

- помочь детям осознать ответственность за свой выбор.

1. «Знакомство».

Цель: дать возможность участникам подчеркнуть свою индивидуальность.

Оборудование: нарезанные листочки бумаги, фломастеры, булавки.

Ход упражнения: Ведущий предлагает познакомиться и совершить это следующим образом: всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ. Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя и хобби.

2. «Правила группы».

Оборудование: ватман с уже написанными правилами.

  •      Проявлять активность.

  •      Слушать друг друга, не перебивая.

  •      Говорить только от своего лица.

  •      Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице

  •         Не распространять и не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятиях

  •      Избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то покритиковать — дождаться обсуждения

                В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.

3. Упражнение «Веселый счет».

Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.

Ход упражнения: Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.

Психологический смысл упражнения: упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания.

4. Работа с текстом «Когда трудно сказать «Нет!».

5. Обсуждение.

Обсуждение рассказа ведется по вопросам:

  • Что мешало Памси сказать “нет!”?
  • Бывали  ли у вас в жизни ситуации, когда вам трудно было сказать “нет!”?
  • Что можно посоветовать Памси?
  • Зачем нужно научиться говорить трудное “нет!”, даже когда это нелегко?

6. Учимся говорить “нет!”.

Ведущий сначала задает вопросы на легкое “нет!”:

  • Вам хотелось бы спать в ледяной пещере?
  • Вы хотели бы всю жизнь просидеть дома и не выходить на улицу?
  • Вы любите очень горькую пищу?
  • Просто ли было сказать: “Нет!”?
  • Почему?

А затем ведет следующий разговор:

Но бывают случаи, когда вас зовут обидеть кого-то,

  • сказать неправду кому-то,
  • съесть мороженое, когда болит горло, простуда,
  • покататься на машине с незнакомым человеком.

В этих случаях что-то мешает быть решительным и сказать твердое: “Нет!” Но если не сказать, то…(примеры детей).

 Если мы не сможем сказать: “Нет!”, то потом будет гораздо хуже и другим, и нам.

Мы за это в ответе.

Затем ведущий читает продолжение рассказа, где говорится о том, как Памси обиделся на себя и решил научиться говорить “нет!” своему страху, своей трусости. Он пошел на гору и стал кричать: “Нет!”. Эхо отражало его голос три раза:

“Нет! Нет! Нет!”. Это было “нет”- страху, “нет” — темному уму, “нет” — другим драконам.

На следующий день

Памси шел по алее, он был задумчив, потому что вчера его друзья пригласили пойти на развалины, сказали, что это будет весело. Памси сказал, что подумает, и друзья решили, что спросят его завтра.

И вот сегодня они пришли, как и обещали и спросили:

- Ну что, ты идешь с нами?

- Нет, я не пойду  с вами, потому что это может быть опасно!

- Ты что трус? – спросили они. Но увидев, какой Памси серьезный, они сначала растерялись, потом задумались и тоже не пошли.

Они догнали Памси и сказали:

- Давайте лучше пойдем в парк.

Памси согласился и они все вместе пошли в парк.

- Сможете ли вы так же поступить и не побояться, что вас будут дразнить и с вами не захотят играть?

7. Упражнение-тренинг.

Ведущий говорит:

Представьте, что кто-то пытается заставить вас сделать что-то неприятное, опасное, просто плохое.

Что подсказывает вам ваш ум?

Темные мысли:

  • Если я скажу “Нет!”, со мной не будут дружить.
  • А если я откажусь, то они могут дразнить меня.
  • А вдруг я останусь один, если скажу им “нет”?

Светлые мысли:

  • Это мой выбор!
  • Я смогу победить свой страх!
  • Это нужно сказать, и я сделаю это!
  • Дима смог, и я смогу! Я не испугаюсь!

Поможет ли вам наша тренировка сделать выбор и сказать: “Нет!”?

7. Рефлексия.

 - Поднимите руку те, кому понравилось сегодняшнее занятие

 - Поделитесь своими впечатлениями, что по вашему мнению было удачно, что нет?

 - В чем вам помогло сегодняшнее занятие?- Спасибо за работу, мне было очень приятно с вами работать

8. Ритуал прощания.

Сделайте соседу справа комплимент. Соседа слева поблагодарите за что-нибудь.

Цель: улучшение атмосферы в группе, закрепление положительного воспоминания о конце занятия.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»