Цели:
- учить детей говорить «Нет!»;
- помочь детям осознать ответственность за свой выбор.
1. «Знакомство».
Цель: дать возможность участникам подчеркнуть свою индивидуальность.
Оборудование: нарезанные листочки бумаги, фломастеры, булавки.
Ход упражнения: Ведущий предлагает познакомиться и совершить это следующим образом: всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ. Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя и хобби.
2. «Правила группы».
Оборудование: ватман с уже написанными правилами.
-
Проявлять активность.
-
Слушать друг друга, не перебивая.
-
Говорить только от своего лица.
-
Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице
-
Не распространять и не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятиях
-
Избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то покритиковать — дождаться обсуждения
В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.
3. Упражнение «Веселый счет».
Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.
Ход упражнения: Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.
Психологический смысл упражнения: упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания.
4. Работа с текстом «Когда трудно сказать «Нет!».
5. Обсуждение.
Обсуждение рассказа ведется по вопросам:
- Что мешало Памси сказать “нет!”?
- Бывали ли у вас в жизни ситуации, когда вам трудно было сказать “нет!”?
- Что можно посоветовать Памси?
- Зачем нужно научиться говорить трудное “нет!”, даже когда это нелегко?
6. Учимся говорить “нет!”.
Ведущий сначала задает вопросы на легкое “нет!”:
- Вам хотелось бы спать в ледяной пещере?
- Вы хотели бы всю жизнь просидеть дома и не выходить на улицу?
- Вы любите очень горькую пищу?
- Просто ли было сказать: “Нет!”?
- Почему?
А затем ведет следующий разговор:
Но бывают случаи, когда вас зовут обидеть кого-то,
- сказать неправду кому-то,
- съесть мороженое, когда болит горло, простуда,
- покататься на машине с незнакомым человеком.
В этих случаях что-то мешает быть решительным и сказать твердое: “Нет!” Но если не сказать, то…(примеры детей).
Если мы не сможем сказать: “Нет!”, то потом будет гораздо хуже и другим, и нам.
Мы за это в ответе.
Затем ведущий читает продолжение рассказа, где говорится о том, как Памси обиделся на себя и решил научиться говорить “нет!” своему страху, своей трусости. Он пошел на гору и стал кричать: “Нет!”. Эхо отражало его голос три раза:
“Нет! Нет! Нет!”. Это было “нет”- страху, “нет” — темному уму, “нет” — другим драконам.
На следующий день
Памси шел по алее, он был задумчив, потому что вчера его друзья пригласили пойти на развалины, сказали, что это будет весело. Памси сказал, что подумает, и друзья решили, что спросят его завтра.
И вот сегодня они пришли, как и обещали и спросили:
- Ну что, ты идешь с нами?
- Нет, я не пойду с вами, потому что это может быть опасно!
- Ты что трус? – спросили они. Но увидев, какой Памси серьезный, они сначала растерялись, потом задумались и тоже не пошли.
Они догнали Памси и сказали:
- Давайте лучше пойдем в парк.
Памси согласился и они все вместе пошли в парк.
- Сможете ли вы так же поступить и не побояться, что вас будут дразнить и с вами не захотят играть?
7. Упражнение-тренинг.
Ведущий говорит:
Представьте, что кто-то пытается заставить вас сделать что-то неприятное, опасное, просто плохое.
Что подсказывает вам ваш ум?
Темные мысли:
- Если я скажу “Нет!”, со мной не будут дружить.
- А если я откажусь, то они могут дразнить меня.
- А вдруг я останусь один, если скажу им “нет”?
Светлые мысли:
- Это мой выбор!
- Я смогу победить свой страх!
- Это нужно сказать, и я сделаю это!
- Дима смог, и я смогу! Я не испугаюсь!
Поможет ли вам наша тренировка сделать выбор и сказать: “Нет!”?
7. Рефлексия.
- Поднимите руку те, кому понравилось сегодняшнее занятие
- Поделитесь своими впечатлениями, что по вашему мнению было удачно, что нет?
- В чем вам помогло сегодняшнее занятие?- Спасибо за работу, мне было очень приятно с вами работать
8. Ритуал прощания.
Сделайте соседу справа комплимент. Соседа слева поблагодарите за что-нибудь.
Цель: улучшение атмосферы в группе, закрепление положительного воспоминания о конце занятия.