Тревожность - индивидуальная психологическая особенность ребенка, проявляющаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.
Следует отличать тревогу от тревожности. Тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения. Например, иногда случается, что ребенок волнуется перед выступлением на школьном празднике или при ответе у доски, а в другое время в подобных ситуациях остается спокойным - это проявления тревоги. Если же она возникает регулярно и в самых разных обстоятельствах (при ответе у доски, общении с малознакомыми людьми и др.), то это устойчивое психическое состояние - тревожность.
Детская тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда, сопутствует ребенку в любом виде деятельности, будь она учебной или творческой. Когда же дети боятся чего-то конкретного - это страх. Например, страх темноты, высоты, замкнутого пространства.
К. Изард объясняет различие понятий «страх» и «тревога»: тревога - это комбинация некоторых эмоций, а страх - лишь одна их них.
Страх может появляться у человека в любом возрасте. Можно выделить конкретные страхи, свойственные каждому периоду жизни.
Первый год жизни:
- страх новой окружающей среды;
- страх отдаления от матери;
- боязнь посторонних людей
От 1 до 3 лет:
- боязнь темноты (основной страх в этом возрасте);
- страх оставаться одному;
- ночные страхи
От 3 до 5 лет:
- страх одиночества, то есть страх «быть никем»;
- страх темноты;
- боязнь замкнутого пространства;
- боязнь сказочных персонажей (как правило, в этом возрасте они ассоциируются с реальными людьми)
От 5 до 7 лет:
- страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной…;
- боязнь родительского наказания;
- страх перед животными;
- боязнь страшных снов;
- боязнь потерять родителей;
- страх смерти;
- боязнь опоздать;
- страх перед заражением какой-то болезнью;
От 7 до 11 лет:
- боязнь школы («Школьная фобия»);
- страх «быть не тем»;
- боязнь сделать ошибку;
- боязнь плохой оценки
От 10 до 16 лет:
- страх перед изменением своей внешности;
-страх «быть не собой»;
- навязчивые страхи, опасения, сомнения межличностного происхождения
Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако если их слишком много, это говорит о проявлениях тревожности в характере ребенка.
До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины тревожности. Современные исследователи сходятся в едином мнении: в детском возрасте эти причины заключаются в нарушении детско-родительских отношений. Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых - родителя, педагога. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в тех, где часто возникают ссоры и разногласия.
Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет - девочки. Девочки сильнее волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в основном беспокоят насилие и наказание. Авторитарный стиль родительского воспитания тоже не способствует душевному равновесию ребенка.
Портрет тревожного ребенка
Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто ожидают самого худшего. Ощущают себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к незнакомым видам деятельности. У них высокие требования к себе, уровень их самооценки низок. Такие дети очень самокритичны, думают, что они и впрямь хуже других во всем, самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
Критерии определения тревожности у ребенка
1. Постоянное беспокойство.
2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушение сна.
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.
Опросник "Признаки тревожности"