МКОУ "СКОШ №7" г.Мыски

Сайт педагога-психолога

Попковой Елены Анатольевны

Особенности тревожности младших школьников

 

 

 

   Тревожность - индивидуальная психологическая особенность ребенка, проявляющаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.

   Следует отличать тревогу от тревожности. Тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения. Например, иногда случается, что ребенок волнуется перед выступлением на школьном празднике или при ответе у доски, а в другое время в подобных ситуациях остается спокойным - это проявления тревоги. Если же она возникает регулярно и в самых разных обстоятельствах (при ответе у доски, общении с малознакомыми людьми и др.), то это устойчивое психическое состояние - тревожность.

   Детская тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда, сопутствует ребенку в любом виде деятельности, будь она учебной или творческой. Когда же дети боятся чего-то конкретного - это страх. Например, страх темноты, высоты, замкнутого пространства.

   К. Изард объясняет различие понятий «страх» и «тревога»: тревога - это комбинация некоторых эмоций, а страх - лишь одна их них.

   Страх может появляться у человека в любом возрасте. Можно выделить конкретные страхи, свойственные каждому периоду жизни.

   Первый год жизни:

- страх новой окружающей среды;

страх отдаления от матери;

боязнь посторонних людей

    От 1 до 3 лет:

боязнь темноты (основной страх в этом возрасте);

страх оставаться одному;

ночные страхи

   От 3 до 5 лет:

страх одиночества, то есть страх «быть никем»;

страх темноты;

боязнь замкнутого пространства;

боязнь сказочных персонажей (как правило, в этом возрасте они ассоциируются с реальными людьми)

   От 5 до 7 лет:

страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной…;

- боязнь родительского наказания;

- страх перед животными;

- боязнь страшных снов;

- боязнь потерять родителей;

- страх смерти;

- боязнь опоздать;

- страх перед заражением какой-то болезнью;

   От 7 до 11 лет:

   - боязнь школы («Школьная фобия»);

   - страх «быть не тем»;

   - боязнь сделать ошибку;

   - боязнь плохой оценки

 

   От 10 до 16 лет:

- страх перед изменением своей внешности;

-страх «быть не собой»;

- навязчивые страхи, опасения, сомнения межличностного происхождения

   Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако если их слишком много, это говорит о проявлениях тревожности в характере ребенка.

   До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины тревожности. Современные исследователи сходятся в едином мнении: в детском возрасте эти причины заключаются в нарушении детско-родительских отношений. Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых - родителя, педагога. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в тех, где часто возникают ссоры и разногласия.

   Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет - девочки. Девочки сильнее волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в основном беспокоят насилие и наказание. Авторитарный стиль родительского воспитания тоже не способствует душевному равновесию ребенка.

Портрет тревожного ребенка

      Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто ожидают самого худшего. Ощущают себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к незнакомым видам деятельности. У них высокие требования к себе, уровень их самооценки низок. Такие дети очень самокритичны, думают, что они и впрямь хуже других во всем, самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

   Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Критерии определения тревожности у ребенка

1.  Постоянное беспокойство.

2.  Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

3.  Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).

4.  Раздражительность.

5.  Нарушение сна.

   Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.


 Опросник "Признаки тревожности"

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»