1. Для того чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо не ставить перед собой сверхзадач. («Я подготовлюсь за 3 дня ко всем экзаменам и сдам их на «5»).
2. Не стоит дожидаться пока ситуация станет катастрофической:
- Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.
- Если очень трудно собраться с силами и с мыслями, постарайся запомнить сначала самое легкое, а потом переходи к изучению трудного материала.
3. Самая популярная ошибка в подготовке к экзаменам - действовать по принципу: «Проходить по очереди все билеты» (например, оставшийся месяц разбивается на 30 частей: один день один билет). Удачная альтернатива - техника подготовки «3-4-5». Время до экзамена (год, месяц, неделя) делится на три равные части. В первые, скажем, 10 дней надо пройти все темы на троечку, во вторые 10 дней - на четвёрку, а в оставшиеся - отшлифовать и убрать ошибки. У такого способа есть сразу несколько преимуществ. Главные: знания не связаны в памяти со страхом «опоздать», появляется возможность именно учить (повторением) и создаётся представление о предмете как о целом.
4. Опытные преподаватели, утверждают, что непотопляемый студент или ученик – это тот, кто умеет говорить на языке предмета, имеет понятие о его общей структуре, знает, что можно не учить.
Основные советы
-
- организуйте подготовку по чёткому плану (недели, дни, часы); если вы садитесь за стол с размытой целью «немного позанимаюсь», вы лишаете себя важного стимула - чувства выполненного долга при поставленной цели;
- зная свои «золотые часы» («жаворонок» вы или «сова»), наметьте, какими темпами вы будете заниматься в часы подъёма, а какими - в часы спада;
- если вы чувствуете себя «не в настроении», начинайте занятия с наиболее интересного для вас предмета или темы, это поможет войти в рабочую форму;
- при подготовке к экзаменам полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Такая фиксация на бумаге полезна потому, что при воспоминании, повторении «про себя», смешиваются узнавание и реальное знание, а узнавать всегда легче, чем вспоминать. Возникает впечатление знания, а когда надо пересказать его другим, сказать вслух, оно куда-то улетучивается;
- обязательно делайте короткие, но регулярные перерывы: отдыхать, не дожидаясь усталости - лучшее средство от переутомления; отдыхай не механически, а по окончанию подготовки к целому вопросу;
- ответы на наиболее трудные вопросы полностью, развернуто расскажите маме, другу - любому, кто захочет слушать, причем старайтесь это делать так, как требуется на экзаменах. Очень хорошо записывать ответ на магнитофон, а потом послушать себя как бы со стороны;
- перед устным экзаменом хорошо попробовать ответы на наиболее трудные вопросы рассказать перед зеркалом (желательно таким, чтобы видеть себя в полный рост), обращая внимание на позу, жесты, выражение лица;
- обойдитесь без стимуляторов (кофе, крепкого чая и т.д.): нервная система перед экзаменом и так на взводе;
- вечером перед экзаменом надо заняться любым отвлекающим делом: прогуляться, искупаться, а ночью хорошо выспаться, последние двенадцать часов должны уйти на подготовку не знаний, а организма.
Когда получите билет, не торопитесь.
Здесь тоже есть своя наилучшая тактика!
прочитайте весь билет до конца;
оцените, какой пункт для вас самый лёгкий;
наметьте себе последовательность решения пунктов по принципу от самого лёгкого к сложному;
если задача оказалась сложнее, чем вы думали, переходите к следующей не раньше разумного времени, не бросайте сразу;
следите по часам, за временем, отведённым вами на каждый пункт.
Как подготовиться физически и психологически
1. Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.
2. Что делать, если устали глаза? В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули. Выполни два любых упражнения:
- посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево - вправо (15 секунд); - напиши глазами свое имя, отчество, фамилию;
- попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд);
- нарисуй квадрат, треугольник – сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.
3. Режим дня. Раздели день на три части:
1) готовься к экзаменам;
2) занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе, сходи на дискотеку, потанцуй;
3) спи не менее 8 часов, если есть желание и потребность, сделай себе тихий час после обеда.
4. Питание. Питание должно быть 3-4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад.
5. Место для занятий. Организуй правильно свое рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку в желтой или фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.
Некоторые закономерности запоминания
-
Если не повторить в течение 1 часа, то забывается 60% материала, а если в течение суток – 80%. Через 3 дня забывается почти все.
-
Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.
-
При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
-
Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
-
Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.
-
Если работаешь с двумя материалами – большим и поменьше, разумно начинать с большего.
-
Во сне человек не запоминает, но и не забывает.
Условия поддержки работоспособности
1. Чередовать умственный и физический труд.
2. В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, свече, стойке на голове, так как усиливается приток крови к клеткам мозга.
3. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20 – 30 минут (отвести глаза от книги, посмотреть вдаль).
4. Минимум телевизионных передач!
Как сдать экзамен! (Презентация)
Психологическая подготовка к экзаменам (Буклет)