Задачи:
1. Повысить уровень знаний учащихся о конфликтных ситуациях через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах.
2. Помочь учащимся осознать способы преодоления обиды как результата неэффективного взаимодействия со сверстниками.
Оборудование: компьютерная презентация “Почему нужно быть терпимым”, рабочий лист для учащихся, жетоны для тренинга “Шкала мнений”.
1-й слайд (название темы “Почему нужно быть терпимым”)
Сегодня мы постараемся ответить на вопрос: почему нужно быть терпимым?
1. “Шкала мнений”.
Учащиеся выбирают жетоны, отражающие их предпочтения по следующему вопросу:
Конфликт — это: 1) плохо (красный); 2) ни хорошо, ни плохо (желтый); 3) хорошо (зеленый).
Подведение итогов: в начале занятия в классе существуют следующие мнения; большинство считает, что...
2. Беседа по вопросам
- Что такое конфликт? (2-ой слайд – понятие)
Конфликт — одно из самых распространенных явлений в жизни и общении людей. На протяжении всей своей истории люди не могли обойтись без того, чтобы не конфликтовать, начиная с незначительной ссоры между соседями и кончая войной. Неужели конфликты — это необходимый атрибут человеческого общества?
- Можем ли мы обойтись без конфликтов? Почему?
При взгляде на противоречивость и многообразие человеческой природы, становится ясно, что жизнь людей немыслима без конфликтов, но все ли конфликты так необходимы в нашей жизни?
– Сколько ступеней обычно он проходит в своем развитии? (3-й слайд – ступени конфликта)
На самой первой ступени конфликта пока нет, есть только причина, способная вызвать его. (4-й слайд – причины конфликта)
- Из-за чего же возникают конфликты? Причины следующие:
1. Различия в целях, интересах, мнениях, взглядах на жизнь, способах достижения цели, в индивидуальных особенностях людей. Изначально мы все — разные. Но это не повод для конфликта, — чаще всего конфликт происходит из-за нашего неумения договариваться, идти на компромисс.
2. Конфликтогены — слова или действия, которые могут привести к конфликту помимо желания человека. Не хотел обидеть человека, сказал не подумав, просто так, — а он обиделся. Следует всегда учитывать, какую реакцию вызовут твои слова у собеседника, наперед просчитывать, что стоит делать, а чего — нет. Думать надо, прежде чем делать или говорить!
Конфликтогенами являются:
- проявления превосходства (критика, угрозы, обвинения, насмешки, издевки, попытка обмана, утаивание информации, перебивание, игнорирование собеседника);
- проявления агрессивности;
- проявления эгоизма (думаешь только о себе).
3. На агрессию отвечаешь еще большей агрессией. В очень редких случаях отпор обидчику следует давать сразу и сильнее, — когда есть угроза для жизни. Во всех остальных случаях следует использовать все варианты смягчения конфликта (так как ответная агрессия порождает еще большую агрессию) и только затем переходить к жесткому сопротивлению.
3. Варианты поведения в конфликтной ситуации.
Восстановление логических цепочек. “Угадай стратегию!”
Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтология. С точки зрения этой науки, есть 4 стратегии поведения в конфликтах: (5-й слайд) противоборство, сотрудничество, компромисс, избегание, уступка.
- Сейчас по описанию постарайтесь определить о какой стратегии идет речь.
Эта стратегия используется, когда цена вопроса невелика или нужна пауза для принятия решения. При таком типе поведения в конфликте сохраняются отношения, ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен, а только притушен. (Избегание.)
Возможные формы избегания: молчание, демонстративное удаление, затаенный гнев или обида, попытки сменить тему, ссылки на нездоровье (уход в болезнь), переход на «чисто деловые отношения», полный отказ от дружеских или деловых отношений с «провинившейся стороной».
Эта стратегия является самой эффективной, потому что в этом случае выигрывают обе стороны. Стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды (Сотрудничество.)
Эта стратегия оправдана в критических ситуациях, когда решаются жизненные вопросы, а также в том случае, если вас используют в своих интересах. Выигрывает тот, кто сильней. Цена победы – разрыв отношений, страдания проигравшего. (Противоборство.)
Формы проявления соперничества: обвинение оппонента в неправоте и стремление его неправоту доказать; попытки перекричать соперника; демонстрация обиды до тех пор, пока противник «не сдастся»; применение физической силы; попытки перехитрить соперника; требование безоговорочного подчинения; призыв на помощь союзников для оказания поддержки; спекуляция важностью для оппонента отношений и требование, чтобы он ради этих отношений отказался от борьбы.
Эта стратегия характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки. (Компромисс.)
Формы компромисса: поддержание дружеских отношений; поиск справедливого решения; стремление разделить предмет конфликта поровну; избегание каких-либо столкновений, незначительные взаимные уступки, подчеркивание равенства положений и позиций.
В данной стратегии тоже присутствует тенденция уйти от конфликта. Не происходит серьезного обсуждения проблем, не затрагиваются главные спорные вопросы. (Уступка.)
Формы уступки: делать вид, будто все в порядке; продолжать действовать, как будто ничего не произошло; ругать себя за раздражительность или предшествующую подавлению «чрезмерную» настойчивость; подавлять свои негативные эмоции, молчать, при этом ожидая ответных уступок или вынашивая план реванша.
Что главное в конфликте?
Главное в конфликте не победить, а — выйти из него с наименьшими потерями (достоинства, нервов, денег, сил и т.д.). Давайте определим, к какому способу решения конфликтов вы склонны.
Тест «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса».
- Спрогнозируйте развитие ситуации при таких вариантах развития конфликта:
а) если оба будут настаивать на своем (противоборство)
б) если оба захотят погасить конфликт (сотрудничество)
в) если одна из сторон захочет уклониться от конфликта (избегание)
г) если обе стороны будут искать путь взаимных уступок (компромисс)
Басня Эзопа.
Лев и вепрь боролись, пытаясь оттолкнуть друг друга от ручья, и вдруг увидели, как рядом с ними на дерево опустился гриф-падальщик. “Лучше пить вместе из ручья, – решили они, – чем кормить таких, как он”. (сотрудничество, выражается в совместном поиске решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.)
4. Игра “Острый конфликт.”
В игре принимают участие четыре пары исполнителей. Ситуация является общей для всех пар исполнителей, а стратегия поведения каждой пары задаётся карточкой, выбираемой участниками.
Все остальные учащиеся — наблюдатели и эксперты. Их задача — определить, какую стратегию поведения в ситуации острого конфликта разыгрывает каждая пара.
Ситуация: “Завтра контрольная работа по математике. Об этом учительница сообщила через старосту класса (участники в процессе подготовки сами договариваются, кто из них выполнять роль старосты). Староста заболел и передал эту информацию другому учащемуся, а тот, не зная, что за листок ему передали, выбросил бумажку. В результате класс к контрольной работе не подготовился. Учительница решила наказать виновных, предложив им самим решить, кто больше виноват.
На карточках, которые выберет каждая пара, написано: 1) подчинение сильному; 2) компромисс (взаимные уступки); 3) прерывание конфликта (оба виноваты); 4) сотрудничество (совместные усилия для преодоления конфликта).
После небольшой подготовки (3 минуты) каждая пара по очереди представляет классу свой вариант обсуждения возникшего конфликта”.
Обсуждение итогов:
– Как вы считаете, какую стратегию поведения в конфликте показала первая пара, вторая, третья, четвёртая?
Вопросы участникам:
– Что вы чувствовали при выполнении задания? Какая стратегия вам кажется наилучшей и почему?
5. Учимся устанавливать контакты.
Чаще всего конфликты не проходят бесследно. Они оставляют неприятный осадок. Как правило, остается обида. Как победить обиду?
Ситуация предлагается общая, а как поступить в этой ситуации, предлагает каждый по очереди.
Ситуация. “Твой лучший друг не пришёл на стадион, из-за этого команда проиграла ответственный матч. Что ты скажешь другу, на которого ты обиделся? Как избежать ссоры из-за этой обиды? ”
(Высказываются все учащиеся по кругу, учитель свою позицию предъявляет последним.)
Обсуждение итогов:
– Какие варианты решения проблемы, как победить обиду, предлагались чаще других?
– Какой вариант разрешения ситуации оказался самым неожиданным?
Обида – это проблема не того, кто обидел, т.к. он уже решил свои проблемы. А того, кто обиделся и ему “больно” от этого. Поэтому необходимо выговорить свою обиду. Надо научиться говорить о своих чувствах, но при этом нельзя обвинять человека. Надо уметь прощать.
– Почему же нужно быть терпимым? (за нетерпимость ты получаешь немедленное возмездие в виде обиды и страдаешь заслуженно…)
“Шкала мнений” (Упражнение повторяет то, что происходило в начале занятия.)
– Кто изменил мнение о конфликте? Что повлияло на изменение?
При разрешении конфликта мы получаем опыт общения, учимся прощать, проявлять волю, становимся добрее, терпимее.
“Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием”. Конфуций (слайд 6-й)
- Подумай и запиши: «Конфликт – это плохо, потому что…»
«Конфликт – это хорошо, потому что…»
Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в других – уступит, в третьих – найдет компромисс. А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, эти знания вы получили в ходе сегодняшнего часа общения.
Памятка.
Самое главное, чтобы обе стороны желали разрешения конфликта.
Разберитесь в истинных причинах и сосредоточьте внимание на проблеме и на том, как ее разрешить.
В прощении ваше освобождение от того негатива, который накопился в результате конфликта.
Дайте возможность партнеру высказаться, внимательно его выслушайте.
Предоставьте собеседнику психологическую паузу для снятия эмоционального накала.
Признавайте свои ошибки до того, как собеседник начнет вас критиковать.
Не спешите реагировать на чужое раздражение.
Идите на все возможные компромиссы.
Не критикуйте личность партнера. Никогда не наносите эмоциональный ущерб личности.
Уступайте в мелочах, чтобы добиться победы в главном.
Создайте возможность достойного выхода из конфликта, чтобы сохранить время и здоровье.
Не избегайте конфликтов (они неизбежны!), а старайтесь их разрешить или избежать отрицательных последствий.
Помните, что безвыходных ситуаций не бывает.
Формула успешного решения школьных конфликтов.
Доброжелательность.
Установить причину конфликта, стараясь услышать друг друга, и правильно понять друг друга.
Тактичность.
Разговор по существу.
Поиск компромисса.
Способность признать свою ошибку.
Соблюдение чужого персонального пространства.
Правильный выбор роли.
Умение слушать и слышать друг друга.
Справедливость.