МКОУ "СКОШ №7" г.Мыски

Сайт педагога-психолога

Попковой Елены Анатольевны

Рекомендации классному руководителю в организации работы с семьями,находящимися в СОП

 

 

      При работе с семьями, находящимися в социально – опасном положении классному руководителю необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:

1. Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи.

2. Психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед.

3. Организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей.

4. Защита интересов  и прав ребенка в «трудных» семьях.

      В практической работе с родителями обучающихся классный руководитель может использовать коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.

      К традиционным формам работы с родителями относятся:

1. Родительские собрания.

2. Общешкольные и общественные конференции.

3. Индивидуальные консультации педагога.

4. Посещение на дому.

Рекомендации по проведению родительских собраний.

      Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе. Тема собраний должна учитывать возрастные особенности детей. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности обучающихся.

      Плюсы - возможность получать информацию о воспитании в семье, об отношении семьи к школе, возможность осуществлять психолого-педагогическое просвещение родителей.

      Минусы - недостаточная посещаемость собраний, трудности в установлении контакта с родителями, преобладание негативной информации.

      Родительские конференции имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Они должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут дети.
      Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них - примерные темы родительских конференций. Конференции должны готовиться с обязательным участием педагога - психолога, социального педагога. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции и их анализ, а так же знакомство учеников конференции с результатами исследований. Активными участниками конференции могут  выступить сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиции собственного опыта. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по намеченной проблеме.

      Индивидуальные консультации - это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо провести индивидуальные консультации - собеседования с родителями. Готовясь к консультации необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом.  Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителем и учителем. Учитель должен дать родителем возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя, в неофициальной обстановке, и выяснить  необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:

1. Особенности здоровья  ребенка.

2. Его увлечения, интересы.

3. Предпочтения в общении в семье.

4. Поведенческие реакции.

5. Особенности характера.

6. Мотивация учения.

7. Моральные ценности семьи.

     В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребенок», которая заполняется совместно с родителем:

1.  Когда он родился, то…
2.  Самым интересным в первые годы жизни в нем было…
3.  О здоровье можно сказать следующее…
4.  Его отношение к школе было…  и т.д.

      Беседа в воспитательном арсенале классного руководителя имеет огромное значение. Беседу лучше всего использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций между отдельными педагогами и семьей. Использовать беседу в работе с родителями необходимо для того, чтобы наладить доверительную атмосферу, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из участников беседы этого не хочет. В беседе классный руководитель должен больше слушать и слышать, а не увлекаться назидательными советами.

      Одной из форм взаимодействия классного руководителя и семьи является посещение ученика на дому. Педагог должен предупреждать о предполагаемом визите с указанием цели и дня. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого необходимо поговорить на отвлеченные темы, расспросить о совместных делах в семье и лишь затем обсуждать причину прихода учителя в семью.

      К нетрадиционным формам работы с родителями относятся:

1. Тематические консультации.

2. Родительские чтения.

3. Родительские вечера.

      Тематические консультации. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их можно решить лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение. Для того чтобы тематическая консультация состоялась, родители должны быть убеждены в том, что эта проблема их касается и требует безотлагательного решения. Родителей приглашают для участия в тематической консультации с помощью специальных приглашений. В тематической консультации должны участвовать специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения проблемы. Это социальный педагог, педагог - психолог, представитель правоохранительных органов и т.д. В ходе тематической консультации родители получают рекомендации по вопросам,  которые их волнуют.

      Примерная тематика консультаций для родителей.

1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

2. Плохая память ребенка. Как ее развить?

3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

4. Наказания детей. Какими им быть?

5. Тревожность детей. К чему она может привести?

6. Застенчивый ребенок. Пути преодоления.

7. Грубость и непонимание в семье.

8. Талантливый ребенок в семье.

9. Друзья детей - друзья дома или враги?

      Методами изучения семьи ученика являются: наблюдение, беседа, анкетирование, написание сочинений («Каким бы я хотел видеть своего ребенка после окончания школы», «Как мы отдыхаем в выходные дни» и др.).

      Для семей, находящихся в социально – опасном положении характерна следующие проявления: недостаточная психологическая грамотность, недоверие, подозрительность, отрицание всего, импульсивность, нетерпеливость, постоянная нужда в чем-то, взволнованность, быстрая возбуждаемость, непрактичность, несостоятельность, состояние озлобленности с проявлениями жестокости, насилия, причинения вреда семье.

      Поведение родителей в таких семьях напоминает поведение маленьких детей, которые не могут найти контакта со взрослыми. Часто родители в такой семье - это люди, выбитые из колеи жизни, находящиеся в глубокой депрессии.

      Подобное состояние взрослых делает невозможным формирование в семье бережных  взаимоотношений между членами семьи и эмоциональной поддержки. Отсутствие эмоциональной поддержки детей со стороны родителей имеет глубокие последствия, которые выражаются, в частности,  в снижении уверенности в себе у детей и подростков.

      Отсутствие материальных средств часто отражается на питании семьи, что снижает сопротивляемость детей болезням, приводит к ослаблению их организма, истощению и т.д. Социальная и психологическая отстраненность оборачивается апатичным отношением к жизни, пассивностью семьи, саморазрушением личности семьи. Неблагополучная семья утрачивает всякую веру в самоизменение и продолжает поступательное движение к полному краху.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»