Коррекционно - развивающая работа с детьми представляет собой систему мероприятий, направленных на исправление недостатков развития и поведения, а также на развитие личности несовершеннолетних с помощью специально организованных средств социально - психологического воздействия. Такая работа способствует оптимизации психологических функций, обеспечивающих адаптивное поведение несовершеннолетнего, а также формированию навыков эффективного социального взаимодействия.
Специфика коррекционно - развивающий работы с детьми в социально - опасном положении заключается в том, что эти дети находятся в остром эмоциональном состоянии. Их поведенческие проблемы обусловлены высоким уровнем эмоциональной и сенсорной депривации, высоким уровнем тревоги и страхов (страхи несоответствия, одиночества, смерти и др.), высоким уровнем агрессии (аутоагрессии), высоким уровнем чувства вины и обиды. Отсюда - неадекватная самооценка, негативное самоотношение, рассогласованность образов «Я». Без снятия острого эмоционального состояния и реабилитации «Я» невозможно провести коррекцию поведения. Часто такие дети на первом этапе сопровождения больше нуждаются в помощи врача, так как имеют психические расстройства, множество серьезных хронических заболеваний, у них могут выявиться последствия физического или сексуального насилия в семье.
Формы работы с несовершеннолетними и родителями, оказавшимися в СОП:
-
индивидуальные консультации (с детьми, родителями);
-
индивидуальные психолого - педагогические программы (исходя из индивидуальных особенностей ребенка и особенностей семьи, в которой он воспитывается);
-
практические занятия, упражнения, направленные на профилактику возникновения асоциальных форм поведения (девиаций);
-
совместные занятия с детьми и родителями (детско - родительские группы);
-
проведение занятий с привлечение специалистов из различных служб, осуществляющих работу с неблагополучными семьями.
Очень эффективным в организации коррекционно – развивающей работы является проведение совместных тренингов с родителями и детьми (детско - родительские группы).
Психолого - педагогический тренинг – метод, помогающий одновременно и изучать, и корректировать педагогическую позицию родителей. Родителям предлагаются задания, выполняя которые, они вырабатывают определенные умения, корректируют взгляды и позиции, участвуют в рефлексивной деятельности. Выполнение ребенком определенного практического задания в присутствии матери, отца, бабушки, дедушки - позволяет сделать вывод об особенностях семейного воспитания.
Одной из форм работы с несовершеннолетними и родителями, оказавшимися в СОП, также является проведение занятий с привлечением специалистов из различных служб, осуществляющих работу с неблагополучными семьями.
Профилактика семейного неблагополучия – это совокупность мер, направленных на предупреждение и преодоление негативных явлений в жизнедеятельности семьи.
В профилактической работе с семьей можно выделить следующие этапы взаимодействия:
1) установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями (изучение семьи, беседы, анкетирование, использование проективных методик, анализ информации о семье из документации);
2) обработка результатов диагностики и установление проблемы;
3) выбор форм, методов и разработка программы работы с семьей;
4) подведение итогов психолого - педагогического взаимодействия с семьей [].
Профилактика в отношении СОП прежде всего связана с ранним выявлением, а также с просвещением педагогов, родителей и самих несовершеннолетних.
Просвещение педагогов - это прежде всего информирование о том, какие существуют признаки, по которым можно увидеть, что ребенок находится в социально - опасном положении, правовое просвещение (нормативные документы по СОП, уголовная ответственность в ситуации психологического насилия и др.), а также просвещение в области психолого-педагогического знания (специфика детей из семей СОП, особенности познавательной сферы этих детей и условия обучения, специфика взаимодействия с родителями из кризисных семей и др.).
Просвещение родителей несовершеннолетних, находящихся в социально - опасном положении, реализуется с целью повышения их психолого-педагогической и правовой грамотности. Очень важно переключить внимание родителей с фиксации на негативном поведении ребенка на себя, на собственные неконтролируемые негативные эмоциональные состояния. Важно, чтобы родители знали, в связи с чем у их ребенка возникают проблемы, а также о правовой ответственности в ситуации насилия в семье.
Основными методами, используемыми в профилактической работе являются: консультирование, тренинг, лекция, дискуссия, мозговой штурм, ролевые игры, групповые задания, выработка рекомендаций и др.