МКОУ "СКОШ №7" г.Мыски

Сайт педагога-психолога

Попковой Елены Анатольевны

Организация коррекционно-развивающей работы

 

 

 

      Коррекционно - развивающая работа с детьми представляет собой систему мероприятий, направленных на исправление недостатков развития и поведения, а также на развитие личности несовершеннолетних с помощью специально организованных средств социально - психологического воздействия. Такая работа способствует оптимизации психологических функций, обеспечивающих адаптивное поведение несовершеннолетнего, а также формированию навыков эффективного социального взаимодействия.

       Специфика коррекционно - развивающий работы с детьми в социально - опасном положении заключается в том, что эти дети находятся в остром эмоциональном состоянии. Их поведенческие проблемы обусловлены высоким уровнем эмоциональной и сенсорной депривации, высоким уровнем тревоги и страхов (страхи несоответствия, одиночества, смерти и др.), высоким уровнем агрессии (аутоагрессии), высоким уровнем чувства вины и обиды. Отсюда - неадекватная самооценка, негативное самоотношение, рассогласованность образов «Я». Без снятия острого эмоционального состояния и реабилитации «Я» невозможно провести коррекцию поведения. Часто такие дети на первом этапе сопровождения больше нуждаются в помощи врача, так как имеют психические расстройства, множество серьезных хронических заболеваний, у них могут выявиться последствия физического или сексуального насилия в семье.

       Формы работы с несовершеннолетними и родителями, оказавшимися в СОП:

  • индивидуальные консультации (с детьми, родителями);

  • индивидуальные психолого - педагогические программы (исходя из индивидуальных особенностей ребенка и особенностей семьи, в которой он воспитывается);

  • практические занятия, упражнения, направленные на профилактику возникновения асоциальных форм поведения (девиаций);

  • совместные занятия с детьми и родителями (детско - родительские группы);

  • проведение занятий с привлечение специалистов из различных служб, осуществляющих работу с неблагополучными семьями.

       Очень эффективным в организации коррекционно – развивающей работы является проведение совместных тренингов с родителями и детьми (детско - родительские группы).

        Психолого - педагогический тренинг – метод,   помогающий одновременно и изучать, и корректировать педагогическую позицию родителей. Родителям предлагаются задания, выполняя которые, они вырабатывают определенные умения, корректируют взгляды и позиции, участвуют в рефлексивной деятельности. Выполнение ребенком определенного практического задания в присутствии матери, отца, бабушки, дедушки - позволяет сделать вывод об особенностях семейного воспитания.

        Одной из форм работы с несовершеннолетними и родителями, оказавшимися в СОП, также является проведение занятий с привлечением специалистов из различных служб, осуществляющих работу с неблагополучными семьями.

         Профилактика семейного неблагополучия – это совокупность мер, направленных на предупреждение и преодоление негативных явлений в жизнедеятельности семьи.

        В профилактической работе с семьей можно выделить следующие этапы взаимодействия:

1) установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями (изучение семьи, беседы, анкетирование, использование проективных методик, анализ информации о семье из документации);

2) обработка результатов диагностики и установление проблемы;

3) выбор форм, методов и разработка программы работы с семьей;

4) подведение итогов психолого - педагогического взаимодействия с семьей [].

         Профилактика в отношении СОП прежде всего связана с ранним выявлением, а также с просвещением педагогов, родителей и самих несовершеннолетних.

        Просвещение педагогов - это прежде всего информирование о том, какие существуют признаки, по которым можно увидеть, что ребенок находится в социально - опасном положении, правовое просвещение (нормативные документы по СОП, уголовная ответственность в ситуации психологического насилия и др.), а также просвещение в области психолого-педагогического знания (специфика детей из семей СОП, особенности познавательной сферы этих детей и условия обучения, специфика взаимодействия с родителями из кризисных семей и др.).

        Просвещение родителей несовершеннолетних, находящихся в социально - опасном положении, реализуется с целью повышения их психолого-педагогической и правовой грамотности. Очень важно переключить внимание родителей с фиксации на негативном поведении ребенка на себя, на собственные неконтролируемые негативные эмоциональные состояния. Важно, чтобы родители знали, в связи с чем у их ребенка возникают проблемы, а также о правовой ответственности в ситуации насилия в семье.

     Основными методами, используемыми в профилактической работе являются: консультирование, тренинг, лекция, дискуссия, мозговой штурм, ролевые игры, групповые задания, выработка рекомендаций и др.

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»