МКОУ "СКОШ №7" г.Мыски

Сайт педагога-психолога

Попковой Елены Анатольевны

Психология наказания

 

   Наказание имеет смысл пока мы развиваемся.

Нет развития – нет наказания

    Что такое наказание?

1. Санкции за нарушение норм.

2. Санкции, направленные  на предупреждение норм.

3. Устрашение.

4. Нанесение ущерба за неподчинение.

5. Инструмент подчинения  (насилия).

6. Опыт покаяния.

    Чаще всего это то, чем не хочется  заниматься, вызывает отвращение. Как следствие происходит избегание наказания. Благодаря неграмотности происходят различные бедствия.

    Где ошибка? Почему так происходит? Что является действенным и ценным в наказании?

    Сила наказания не в его жестокости, а в его неотвратимости. В этом глубокий смысл.  Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой глубоко продвинулись в этом направлении.

    Кого наказывают виновного или невиновного?

    Подлинное наказание – это наказание наивного. («За одного битого – двух не битых дают»).

    А что делают с виновным? (казнят)

   Если обратиться к этимологии этих слов (наказание и казнь), то мы обнаружим, что они произошли от одного корня «каз» (см. слайд 6 в презентации). От этого же корня произошли слова рассказать, показать, отказать, приказать… Наказание – некоторый аспект.

    В чём разница между казнью и наказанием?

    Рассмотрим две позиции:

       ВИНОВНОСТЬ                                             НАИВНОСТЬ (невинность)

            казнь                                                       наказание

      - отчуждение                                        общность, совместность

      - суд (суждение)                                   понимание

      - приговор                                            предложение

    Казнь приводит к отчуждению от смыслов, ситуации, обеднению, в т.ч. смерти. (Так у греков высшая казнь было изгнание, поэтому все греки умерли на чужбине).

    Наказание ведет к общности (совместности).

    Зачем я наказываю наивного? Чтобы он стал такой же как я (чтобы мы были вместе, когда оба знаем возникает совместность).

    Как происходят казни? (суд, приговор).

   В наказании вместо суждения понимание, вместо приговора – предложение, если оно принимается, появляется общность.

    Мы живём в эпоху нелюбви. Наказание – это форма любви. Любить – значит наказывать.  Не любить – значит казнить. Наказываем, потому что нам жить с этими людьми.

    Психологически надо принять позицию наказания или казни.

    Формы наказания могут быть весьма экстравагантными – от вовремя рассказанного анекдота до воздействия на совесть. В тоже время одни и те же действия могут быть расценены человеком по-разному. (Я-то могу наказать, а человек - казниться).

    Как научить ребёнка, что бы он не обманывал?

    Важно не пропустить возникновение потребности. Казни не должно быть совсем, а наказаний должно быть много, тогда формируется самостоятельность, ответственность. Наказание должно быть интенсивным во время поисковой деятельности. При наказании происходит восстановление целостности. Чтобы быть наказанным, нужно стать моим, чужих я не наказываю. Это вопрос посвящения, инициации.

     Наказание нужно заслужить. Заслужить должен не только тот, кто наивен, но и воспитатель должен заслужить право наказывать.

     Чтобы наказывать, нужно понимать в чём он наивен. Хорошее наказание – раз и навсегда (если каждый день, то наказание неэффективно). При наказании необходимо выйти в совместную реальность. Важно понимать смыслы, а не технические решения.

      Казнь – это чаще всего реакция, а наказание – инициатива.

      Что такое инициатива?Инициатива наказуема (поощрением).

      Вы не реагируете на недостаток, вы инициируете новое движение, вы делаете предложение. Следует понимать, что наказание осуществить и принять – это разные вещи.

      И всё-таки что такое инициатива и почему она наказуема?

      Часто мы имеем дело с дефицитом инициативы (у детей с СДВГА мало активности и много реактивности).

      Инициатива более таинственна. Как отличить её от реакции (ребёнок еще не виноват, а вы его уже наказываете, наказание неизбежно).

     Инициатива – это всегда целостность и целиком (маленькое, но целое), а реакция – частичная, какой-то аспект. Реакция хорошая вещь, но часть, целостности не будет.

      Чтобы наказание имело место, вы должны быть в нём (позиция эмпатической компетенции).

      Когда вы мыслите мотивами, то будет казнь. Мотивация ведёт к отчаянию и несчастью. Если вы достигаете цели, то исчезает жизнь. Если не достигаете, то тоже напряжение… Мотивация – это реакция, отклик на какой-то предмет. Нужно понимать её относительность.

      Нужно опираться не на мотивацию, а на основания. Они отличаются от мотивов. Основания не исчезают, независимо достигли вы цели или нет, они целостны (в моем доме – мои основания, потому что он мой). Мотивы меняются в зависимости от ситуации.

     Нет основания – нет жизни, нет развития. Предложить основания – будет инициатива.

      Реалистичный путь – когда вы меняетесь сами («Как  бы вы не воспитывали своих детей, они всё равно будут похожи на Вас!»).Основанием для наказания является любовь.

      Наказание заканчивается прощением, восстанавливается целостность в отличии от казни.

     Есть такая категория как смертный грех (гордыня, уныние, чревоугодие, блуд, жадность, леность), они смертные, потому что они покаянием не смываются. Смертный грех снимается страданием. Если страдание неизбежно, то в чём будет наказание? Наказание в этом случае выглядит как сострадание (вместе), а казнь как отчуждение (отдельно).

      Резюмируем всё выше сказанное:

1.     Наказание происходит не ради чего-то, а на основании. Действие на основании - это действие не на цели.

2.      Наказание – это не реакция, а инициатива (наказываете не за что-то, а потому что это ваше). Инициатива всегда целостна.

3.      Наказание обращается не к виновности, а к наивности, казнь наоборот.

4.      Наказание выглядит как понимание и предложение, казнь – суждение и приговор.

5.      В результате наказание выглядит как целостность, а казнь ведёт к отчуждению.

     Методы наказания

    1) телесное наказание   (не формируется воля);

    2) ограничение;

   3) самый хороший способ наказания - наказание «чудом» (мечта, счастье, доброта – неделимые события)

      Наказание имеет смысл в контексте развития.

      Как наказывать, чтобы ребёнок взрослел? Ребёнку передаётся ответственность, своя воля. Поэтому ему позволяется совершать ошибки, необходимо  разговаривать с ним  как со взрослым и проявлять компетенции взрослости  («взять его с собой).

     «Нет ничего хуже, чем наказать ребёнка в гневе» (отчуждение приводит к потере авторитета).

        Когда с человеком случается что-то нехорошее, то обычно он задаёт либо вопрос За что? – в этом случае он принимает позицию жертвы, а следовательно происходит избегание, либо он задаёт вопрос За чем? – в этом случае возникает инициатива и находятся основания. Ключ – не реагировать, а инициировать. Выход в инициативе. Нужно начать жить по-другому и ответить себе на вопрос Чем для меня сейчас важно заняться?

       Алгоритм наказания

   1.  Показать  (не видит - показать)

   2.  Рассказать (увидел - рассказать)

   3.  Приказать (понял - приказать)

      Существует три вещи посредством которых происходит наказание: боль, страх и стыд.

      Патологии наказания:

   - вы зовёте, а он не отзывается;

   - когда взрослый не знает куда нужно направить.

       На каком-то основании необходимо привлечь внимание, на каком-то основании направить в нужное направление.

    Психология наказания (Презентация)

 

    Материал взят с семинара О.В. Лукьянова «Психология наказания».

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»