Презентация "Работа педагога-психолога с семьями, находящимися в СОП".
Психолого - педагогическая работа с детьми, оказавшимися в социально - опасном положении остается на сегодняшний день достаточно актуальной в системе образования, она требует особого внимания со стороны всех субъектов образовательного процесса.
В семьях, находящихся в социально - опасном положении утрачивается значительное число семейно - нравственных традиций, меняется отношение родителей к детям и, в конечном итоге, разрушается микросоциум семьи. Постепенно семья, находящаяся в социально - опасном положении, обретает статус асоциальной семьи. В такой семье, родители, «утопая» в своих проблемах, становятся неспособными осуществлять свои права надлежащим образом, фактически бросая своих детей на произвол судьбы. Статистика свидетельствует, что за последние годы наблюдается рост количества семей, попадающих в социально - опасное положение, среди них нередко встречаются и многодетные семьи. На это повлияли объективные факторы, в частности низкий уровень жизни, «хроническая» безработица, злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств. Вступив на такой путь, семья деградирует в социальном и моральном плане, обрекая на такое же существование и детей. Не удивительно, что дети уходят из дома, большую часть времени проводя на улице, тем самым пополняют асоциальные группы.
Для определения содержания работы педагогов - психологов общеобразовательных учреждений с несовершеннолетними и родителями, находящимися в социально - опасном положении, необходимо четко определить понятие «семья, оказавшаяся в социально - опасном положении».
Под социально - опасным положением понимается обстановка, при которой:
- не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно - гигиенические условия для жизни ребенка и т.д.);
- ребенок вследствие беспризорности или безнадзорности совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;
- лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним, либо иным ненадлежащим образом выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья.
Семьи, находящиеся в социально - опасном положении - семьи, имеющие детей, находящихся в социально - опасном положении, а также семьи, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Основными критериями отнесения ребенка к категории детей, находящихся в социально - опасном положении, являются:
- отсутствие необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно - гигиенических требований к уходу и проживанию;
- имеющиеся признаки жестокого обращения с детьми (признаки физического, психического, сексуального или иного насилия) со стороны родителей (законных представителей);
- самовольные уходы несовершеннолетних из семей и образовательных, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или некоммерческие организации для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- наличие аддикций - алкоголизм, наркомания, игромания, и др.;
- совершение детьми противоправных или антиобщественных действий (попрошайничество, бродяжничество и т.д.);
- систематические пропуски занятий в образовательном учреждении и (или) неаттестованность по нескольким основным предметам общеобразовательной программы;
- попытки совершения суицидов;
- отравления, бытовые травмы у детей раннего и дошкольного возраста, их рецидивы;
- отказ родителей от стационарного лечения детей при наличии к этому медицинских показаний;
- невыполнение родителями детей - инвалидов индивидуальной программы их реабилитации;
- оставление детей раннего возраста без присмотра родителей (законных представителей).
Критерии и показатели семейного неблагополучия достаточно разнообразны. Выделим из них психолого – педагогические:
-
полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку;
-
непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается (обучается) ребенок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации;
-
систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия;
-
насилие и жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и нуждами;
-
устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций;
-
повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.
У педагогов - психологов существуют определенные подходы к выявлению данных критериев: диагностика детско-родительских отношений; выявление изменений в поведении детей и подростков; изучение отношений детей и подростков к оценке своего поведения.