МКОУ "СКОШ №7" г.Мыски

Сайт педагога-психолога

Попковой Елены Анатольевны

Работа педагога-психолога с семьями, находящимися в СОП

 

 

        Презентация "Работа педагога-психолога с семьями, находящимися в СОП".

      Психолого - педагогическая работа с детьми,  оказавшимися  в социально - опасном положении остается на сегодняшний день достаточно актуальной в системе образования, она требует особого внимания со стороны всех субъектов образовательного процесса.

      В семьях, находящихся в социально - опасном положении утрачивается значительное число семейно - нравственных традиций, меняется отношение родителей к детям и, в конечном итоге, разрушается микросоциум семьи. Постепенно семья, находящаяся в социально - опасном положении, обретает статус асоциальной семьи. В такой семье, родители, «утопая» в своих проблемах, становятся неспособными осуществлять свои права надлежащим образом, фактически бросая своих детей на произвол судьбы. Статистика свидетельствует, что за последние годы наблюдается рост количества семей, попадающих в социально - опасное положение, среди них нередко встречаются и многодетные семьи. На это повлияли объективные факторы, в частности низкий уровень жизни, «хроническая» безработица, злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств. Вступив на такой путь, семья деградирует в социальном и моральном плане, обрекая на такое же существование и детей. Не удивительно, что дети уходят из дома, большую часть времени проводя на улице, тем самым пополняют асоциальные группы.

      Для определения содержания работы педагогов - психологов общеобразовательных учреждений с несовершеннолетними и родителями, находящимися в социально -  опасном положении, необходимо четко определить понятие «семья, оказавшаяся в социально - опасном положении».

      Под социально - опасным положением понимается обстановка, при которой:

 - не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно - гигиенические условия для жизни ребенка и т.д.);

- ребенок вследствие беспризорности или безнадзорности совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;

-  лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним, либо иным ненадлежащим образом выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья.

      Семьи, находящиеся в социально - опасном положении - семьи, имеющие детей, находящихся в социально - опасном положении, а также семьи, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

      Основными критериями отнесения ребенка к категории детей, находящихся в социально - опасном положении, являются:

- отсутствие  необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно - гигиенических требований к  уходу и проживанию;

- имеющиеся признаки жестокого обращения с детьми (признаки физического, психического, сексуального или иного насилия) со стороны родителей (законных представителей);

- самовольные уходы несовершеннолетних из семей и образовательных, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или некоммерческие организации для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- наличие аддикций - алкоголизм, наркомания, игромания, и др.;

- совершение детьми противоправных или антиобщественных действий (попрошайничество, бродяжничество и т.д.);

- систематические пропуски занятий в образовательном учреждении и  (или) неаттестованность по нескольким основным предметам общеобразовательной программы;

- попытки  совершения суицидов;

- отравления, бытовые травмы у  детей раннего и дошкольного возраста,  их рецидивы;

- отказ родителей от стационарного лечения детей при наличии к этому медицинских показаний;

- невыполнение родителями детей - инвалидов индивидуальной программы их реабилитации;

- оставление детей раннего возраста  без присмотра родителей (законных представителей).

        Критерии и  показатели семейного неблагополучия достаточно разнообразны. Выделим из них  психолого – педагогические:

  • полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку;

  • непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается (обучается) ребенок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации;

  • систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия;

  • насилие и жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и нуждами;

  • устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций;

  • повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.

        У педагогов - психологов существуют определенные подходы к выявлению данных критериев: диагностика детско-родительских отношений; выявление изменений в поведении детей и подростков; изучение отношений детей и подростков к оценке своего поведения.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»